понедельник, 14 марта 2016 г.

29. Человек и процесс научного познания мира.

29. Человек и процесс научного познания мира.
Основой любой научной деятельности является
умение увидеть недопустимые противоречия
в знаниях о мире или полное отсутствие
таких знаний.

Любопытство человека является главной движущей силой познания им законов природы. Оставим без рассмотрения вопрос о пользе знаний об устройстве мира для человека. Рассмотрим сам процесс приобретения научных знаний.
Исторически первоначально процесс познания мира происходил в форме наблюдений за окружающим миром и описанием того, что видели наблюдатели. Накапливались обширные сведения о мире, представленные всевозможными разрозненными фактами. Из-за многочисленности накапливающихся знаний возникла необходимость их обобщения, т.е. абстрагирование. Именно, в частности, из-за необходимости абстрагирования фактов возникли математические методы описания мира. Основоположником такого подхода описания природных явлений, наблюдаемых в мире, был Галилей.
Сразу же возник вопрос, насколько объективно математические методы отражают природные явления? Для анализа этого вопроса необходимы были уже экспериментальные практические действия, в основе которых находится многократная воспроизводимость одного и того же наблюдаемого природного явления. Основоположником этого подхода при описании законов природы был Бэкон. Таким образом, математика и научный эксперимент стали во главе основ научного познания устройства мира. «Практика без теории слепа, теория без практики мертва» (Ленин).
В основе процесса познания устройства мира в главном лежит метод индукции, когда осуществляется обобщение частных представлений об устройстве мира в единую теорию. При этом если новые наблюдения природных явлений опровергали прежний вывод, то предыдущая теория пересматривалась и возникала новая научная парадигма и т.д. Таким образом, шел процесс познания устройства мира под девизом: «Критерием истины является практика» (совпадение идеального с реальным).
Но тут возникла новая проблема, по мере усложнения теоретических представлений об устройстве мира стали возникать новые альтернативные весьма изощренные теории, справедливость которых далеко не всегда можно было проверить экспериментально. На этом этапе научного познания мира для отсечения избыточных бесполезных парадигм был задействован принцип Оккама, названный «бритвой Оккама», который гласит: «Не следует преумножать новые идейные сущности без крайней на то необходимости».
Этот весьма эффективный принцип дополнительно был усилен Поппером, который сформулировал следующее правило отсечения антинаучных парадигм: «Любая теория является научной только в том случае, если можно придумать такой мысленный эксперимент, который способен потребовать ее пересмотра или опровержения».
Но процесс познания мира не остановить никакими ограничениями. Всегда будут находиться авторы, которые стремятся заглянуть за горизонт известных научных знаний о мире. О чем идет речь?
Мир вещественной материи в своей основе структурируем. Это означает, вещественная материя, в конечном счете, представима в виде конечного количества точечных микрообъектов. Все части вещественной материи обязательно взаимодействуют между собой посредством соответствующих физических сил. Так вот, совокупный набор базовых микрообъектов и физических сил обеспечивает возможность полного описания статичного, стационарного и динамичного состояния вещественной материи вселенной.
Состояние фундаментальных микрочастиц определяется набором соответствующих параметров. Действие физических сил определяется соответствующими физическими законами. Возникает вопрос, почему состояние микрочастиц и величины физических сил определяются теми значениями, которые получены в процессе научного познания человеком устройства мира?
Этот вопрос формулировался многими учеными и, в частности, Дойчем, который данный подход назвал «теорией конструктора». По мнению Дойча, существует такая научная парадигма которая способна объяснить, почему фундаментальные физические величины имеют именно те значения, которые получены в ходе предыдущих научных исследований ученых и вообще, почему мир устроен так, а не иначе, т.е. каким образом формируется реальность? Дойч утверждает, существует такая парадигматическая господствующая идея, из которой следует все остальные научные идеи, как частные случаи.
Отметим, этот подход в познании мира противоречит всем выше приведённым критериям, которые отделяют научный подход в познании мира от лженаучного.
По мнению автора данной статьи, прежде чем ставить вопрос о существовании какой-то господствующей всеобъемлющей парадигме, необходимо вначале непротиворечиво описать по крайней мере устройство того мира, в котором обитает человечество. Иными словами, вначале надо создать общую картину устройства мира и только после этого приступить к решению проблемы описания конструктора. Тем не менее, по существу вопроса. Автором данной статьи разработана общая теория описания устройства вселенной, которая приведена по интернетному адресу: «Навигатор блога по основам строения вселенной». В статье: «8. Концепция нейтронных звёзд. Чёрные дыры.» автором показано, что в глобальном мире вселенные подобные той, в которой обитает человечество, возникает из первичного точечного сгустка бесструктурной материи, представленной сугубо в энергетическом виде гигантской величины (сингулярный объект). Расширение этого сгустка и привело в дальнейшем к структуризации вещественной материи той вселенной, в которой обитает человечество.
Сугубо умозрительно другие локальные вселенные возможно структурируются на другой фундаментально физической основе, но это является всего лишь фантастическим домыслом.
Авторское описание устройства Вселенной представлено по интернетному адресу: «Навигатор блога по основам строения вселенной». http://gvaleriy.blogspot.ru/2016/03/blog-post.html
Валерий Гребенников
8 (928)-16-00-581


Комментариев нет:

Отправить комментарий