ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Содержание
1. Интеллектуальные объекты
(ИО) и системы (ИС)---------------------------------2
2. Информация--------------------------------------------------------------------------------3
3. Интеллект
ИО------------------------------------------------------------------------------5
4. Прогнозирование
среды------------------------------------------------------------------6
5. Структура
мира----------------------------------------------------------------------------6
6. Отображение структуры мира----------------------------------------------------------6
7. Преобразование
отображений-----------------------------------------------------------7
7.1.
Закономерность-----------------------------------------------------------------------7
7.2. Объективация-------------------------------------------------------------------------7
7.3.
Структуризация-----------------------------------------------------------------------7
7.4.
Абстрагирование---------------------------------------------------------------------7
7.5.
Прогнозирование---------------------------------------------------------------------7
8. Минимизация ресурсов
организма----------------------------------------------------8
9. Самообучение
ИО-------------------------------------------------------------------------9
10. Интеллектуальные
системы-----------------------------------------------------------11
11. Специализированное
поведение------------------------------------------------------12
11.1.
Произвол----------------------------------------------------------------------------14
11.2.
Комбинаторика--------------------------------------------------------------------14
11.3.
Синтез-------------------------------------------------------------------------------14
12. Специфика человеческого
интеллекта----------------------------------------------14
12.1. Задатчик
целей---------------------------------------------------------------------14
12.2. Система восприятия
мира-------------------------------------------------------15
12.3. Направления творческой
деятельности---------------------------------------15
1. Интеллектуальные объекты
и системы.
Мировую материю можно разделить на
два принципиально различных типа:
·
неживую и,
·
живую.
Принципиальным различием между этими двумя типами материи является
характер их будущего состояния. Если для неживой материи ее будущее состояние
ей безразлично и ее существование слепо подчиняется объективным законам
природы, то для живой материи, ее будущее состояние ей принципиально не
безразлично и фундаментальной задачей живой материи является гарантированное
сохранение своей структуры в будущем мире при любых изменениях его структуры.
То есть в отличии от неживой материи существование живой материи является
сугубо целевым. Иными словами, в
существовании живой материи есть смысл т. е. цель.
Живая
материя в свою очередь, подразделяется на два типа:
·
не способная к самостоятельному перемещению в среде обитания и,
·
способная перемещаться в среде обитания:
-
не наделенная нервной системой,
-
наделенная нервной системой:
Ø
без центральной нервной системы,
Ø
с центральной нервной системой:
v неразумная,
v разумная.
Нас
будет интересовать разумная материя как носитель интеллекта.
Свою
выживаемость живая материя обеспечивает себе за счет выработки приспособительных
механизмов к изменяющимся условиям среды
обитания. Здесь проходит водораздел, граница принципиального различия между
неразумной и разумной типами живой материи.
Если
неразумная материя вырабатывает свои приспособительные механизмы к изменяющимся
условиям среды обитания на базе тех
изменений в среде, которые уже произошли, т.е. выработка приспособительных
механизмов заведомо отстает от изменяющихся условий среды обитания, то разумная
материя повышает свои приспособительные возможности за счет выработки таких
своих приспособительных механизмов, которые будут использованы ее в будущих
изменяющихся условиях среды обитания. Иными словами, разумная материя априорно вырабатывает свои
приспособительные механизмы на те изменения в среде обитания, которые
произойдут в будущем времени на базе обучения умению прогнозировать будущие
изменения состояния среды.
Разумную материю назовем интеллектуальной системой (ИС), представленной
совокупностью интеллектуальных объектов (ИО) индивидуальных носителях
интеллекта.
Исходя
из сказанного, чтобы системе можно было бы присвоить статус интеллектуальной ее
объекты обязательно должны быть наделены следующими минимальными способностями:
1. Интеллектуальный орган,
который координирует поведение ИО (у человека это головной мозг на базе его
способностей к запоминанию информации).
2. Эффективно воспринимать
состояние среды, своего организма и организма в среде (для человека это нервная
система, органы чувств и особенно, органы зрения).
3. Возможностью эффективного информационного
обмена между интеллектуальными объектами (для человека это артикуляционные,
слуховые и зрительные органы).
4. Перемещаться в среде (для
человека это ноги).
5. Эффективно механически
манипулировать объектами среды (для человека это его руки).
Интеллектуальный
объект может находиться в двух принципиально различных состояниях:
§ пассивном, что соответствует
состоянию неживой материи и,
§ активном, поведенческом,
где поведение – это механические
действия органов организма ИО выполняемых под действием алгоритмической
программы, хранящейся в памяти интеллектуального органа ИО через соответствующие
исполнительные механизмы – приводы
(для человека это всевозможные мышцы его организма на базе его костного
скелета).
Главным
органом ИО является его интеллект, а в целом приспособительная эффективность ИС
определяется эффективностью ее ИО, а именно, какими по эффективности
перечисленными возможностями наделены ИО представленные:
v органом носителем интеллекта
и,
v организмом, обеспечивающим
гарантированную вычислительную жизнедеятельность интеллектуальному органу и,
v возможности интеллекту, в частности, механически активно
воздействовать на среду обитания по целевой программе, что называется целевым
алгоритмом.
2. Информация
Рассмотрим
сущность фотонных воздействий, воспринимаемых органами зрения человека.
Фотонные
потоки порождаются либо:
q самими
объектами (объект излучает свет),
q отраженным
световым потоком от поверхности объектов, которые первоначально порождаются
другими излучающими свет объектами, т.е. эти вторичные объекты как бы
переизлучают свет.
В зависимости
от точки и направления излучения или отражения фотонные лучи имеют различные:
-
интенсивность фотонного потока, т.е. его мощность
(поверхностную яркость объекта) и,
-
энергетическую величину единичных фотонов (цвет
поверхностей объекта).
Совокупность
приведенных параметров светового потока определяющих его структуру является
физическим отображением структуры первичного объекта, т.е. информацией, или
информационным сигналом.
Особо отметим – информация всегда
материальна.
Конкретный
характер материальной структуры информационной системы абсолютно никакой роли
не играет здесь важно только чтобы:
1.
Количество различимых состояний у информационной
системы должно быть не меньше
количества различимых состояний у первичной системы.
2.
Различимые состояния информационной системы должны однозначно сопоставляться, т.е.
отображаться с конкретными состояниями отображаемой системы.
Передаваемые
информационные отображения первичной системы принято называть сигналами,
где сигнал – это материальный
носитель информации.
Конкретные
виды физических связей между первичными системами и их физическими
отображениями также никакой роли не играют.
Физических
отображений у первичных систем или объектов может существовать бесконечное
число. В качестве примера рассмотрим следующую цепочку информационно-физических
объектов: первичный объект, например, человек; отраженный от человека свет;
фотография человека; отраженный от фотографии свет; глаза и мозг художника;
художник изображает первичного человека в виде рисунка с фотографии и т.д.
Ясно, что во
всех отображениях сам первичный объект начисто отсутствует, но во всех
физических преобразованиях – отображениях присутствует какая-то важнейшая часть
первичного объекта, которая является инвариантом этих преобразований.
Инвариантом здесь является исходное состояние первичного объекта, его
структура. Именно структура вторичных отображающих объектов и определяет то,
что принято называть информацией.
Информация
бывает динамичная и статичная. Информация – это материальное отображение среды в виде динамичных сигналов или
статичных запоминающих устройств.
Динамичная
информация – это такая,
информационная структура которой однозначно и непрерывно отображает структуру
первичного объекта, отображает объект
в реальном масштабе времени.
Статичная
информация – это неизменная
информационная структура, которая отображает единственное состояние конкретного
первичного объекта или одинаковых в информационном плане класса объектов,
отображает объект в режиме разделения времени.
Статичная
информация в частности, реализуется в качестве запоминающих устройств различных
типов.
Фотография
человека и человек, как физико-биологические сущности ничего общего между собой
не имеют с точки зрения их структурной классификации. Изображение человека на
фотографии и вообще любое физическое отображение в т. ч. и в виде потока
фотонов, это кодированное, скрытое структурное отображение первичных объектов,
т.е. это сугубо человеческое представление о реальной действительности и
поэтому правильному пониманию любых отображений человек должен быть
предварительно обучен, т.е. предварительно должно быть осуществлено его
обучение пониманию того, какой смысл несет данное конкретное отображение,
например, речь, письмо или математическое выражение.
Следовательно, сегодняшнее восприятие мира в форме его всевозможных
отображений является сугубо человеческим отображением реальной
действительности. Обучение человека сводится к запоминанию сопоставимых
структур первичных объектов и их информационных отображений.
Отметим, что
все внешние разнообразные физические воздействия на организм человека через
различные рецепторы его организма преобразуются в конечном счете в импульсы
электрического тока, которые по нервным волокнам поступают в нейронную сеть
мозга человека для дальнейшей их обработки в едином виде, в виде тех же
импульсов электрического тока, т.е. также представляют собой конкретную физическую
реальность, материальную структуру в виде физических отображений мира уже в
нейронной сети мозга человека.
3.Интеллект ИО
Полностью
все поведение ИО осуществляется под управлением его главного центрального
интеллектуального органа, т.е. интеллекта. Базовой сущностью интеллекта
является управление поведением ИО сугубо по целевой программе.
Таким
образом, базовыми функциями интеллекта являются:
·
определение цели, т.е. целевого состояния мира,
·
синтез целевого алгоритма, т.е. такого поведения,
которое приведет мир в целевое состояние,
·
практическая реализация целевого алгоритма через
соответствующее поведение ИО,
·
изменение целей и запуск в действие
соответствующих измененным целям целевых алгоритмов.
Базовой
сущностью интеллекта ИО является то, что
в него генетически заложены базовые, фундаментальные неизменные цели его
существования, т.е. такие пересмотр которых интеллект ИО сам выполнить не
может. Функциональные особенности, обеспечивающие организму гарантированную
возможность его выживания в среде ого обитания, назовем жизненными целями.
Именно жизненные цели ИО в своей основе определяют поведение ИО, именно на базе
жизненных целей ИО синтезирует и поведенческие цели и соответствующие им
поведенческие алгоритмы.
Здесь возникает
фундаментальная сущность интеллекта: жизненные
цели закладываются в интеллект априорно, а умение синтезировать и поведенческие
цели и целевые алгоритмы приобретаются интеллектом сугубо через его внешнее
обучение и последующее самообучение.
Таким
образом, в целом, функционирование интеллекта осуществляется по следующей
схеме:
1.
В интеллекте априорно заложены его жизненные цели
определяющие смысл существования ИО.
2.
При существовании в составе ИС, осуществляется обучение
ИО умению синтезировать эффективные поведенческие цели и алгоритмы.
3.
В дальнейшем повышение эффективности поведенческих
целей и алгоритмов осуществляется за счет самообучения, чему интеллект также
предварительно обучают.
Следовательно, обучение интеллекта в составе ИС осуществляется по
следующим этапам:
1.
Первичное обучение умению синтезировать поведенческие
цели и алгоритмы.
2.
Обучение умению синтезировать эффективные цели и
алгоритмы через эффективное самообучение.
3.
Самообучение умению неуклонно повышать эффективность и
целей и соответствующих их алгоритмов по безусловному удовлетворению
требованиям жизненных целей ИО.
4. Прогнозирование среды
ИО наделен
врожденными генетическими целевыми установками, определяющими его
жизнедеятельность, но умению удовлетворять требованиям этих установок ИО
приобретает через обучение и
самообучение, а именно, умению синтезировать наивыгоднейшую целевую
структуру мира, которая обязательно подразумевает и соответствующую ей
поведенческую программу.
Целевое
состояние мира синтезируется сугубо на основе прогноза который, в свою
очередь, строиться на основе выделения
качественных и количественных закономерностей, которым подчиняется изменение
структуры мира. Таким образом, решающим фактором эффективности работы
интеллекта является его умение целевым образом достоверно прогнозировать
состояние среды. Но прогнозировать можно только такую среду, которая в принципе
поддается прогнозу. Стохастичная среда является принципиально непрогнозируемой
и это является мощным ограничением на выработку приспособительных реакций ИО в
такой среде, стохастичность которой напрямую угрожает его жизнестойкости. В
таких средах интеллект ИО в принципе не способен синтезировать эффективные для
себя целевые состояния среды.
Определение:
ИО – это интеллектуальный организм
способный к обучению умению эффективно повышать свою поведенческую
эффективность в соответствии со своими генетическими установками на базе
непрерывного синтеза соответствующих промежуточных структур среды в виде
эффективных алгоритмов.
Таким образом,
поведение интеллекта напрямую связано со структурой мира.
5. Структура мира
Весь мир в своей основе представлен текущей
иерархичной стереометрической конфигурацией материальных объектов,
взаимодействующих друг с другом посредством известных физических сил.
Следовательно, главной характеристикой мира является его структура,
которая может находиться в 2-х диаметрально противоположных состояниях:
·
статичном и,
·
стохастичном и,
в различных промежуточных
динамичных состояниях.
6. Отображение структуры мира
Восприятие мира организмом ИО
осуществляется через его органы чувств в виде физических отображений и
запоминается в запоминающих структурах его интеллекта.
Органы чувств человека построены так, что
стереометричную структуру мира они отображают и запоминают сугубо в
планиметрической проекции, например, главным воспринимающим информационным
каналом человека являются его глаза и зрительное отображение стериометричной
структуры мира в них сугубо планиметрично (глазное дно). Восприятие мира парой
глаз принципиальной роли здесь не играет. Информация поступает в мозг по
параллельным каналам и запоминается в покадровом режиме и в дальнейшем
осуществляется преобразование информации о мире в виде планиметрических
отображений, но в конечном счете, планиметрические отображения преобразуются в
стереометрические алгоритмические механические воздействия на среду. Вывод
алгоритмической информации осуществляется также в покадровом режиме по
параллельным информационным каналам. Кадром здесь является совокупное
информационное перцептивное поле. Стереометричность воздействия на среду
осуществляется через последовательное покадровое формирование параллельных эфекторных
сигналов.
Мышление: человек в своей основе мыслит реальными и
фантастическими образами, а именно, выделяя образы объектов из среды и
комбинируя эти образы в своем воображении создает прогнозируемые и новые
реальные и нереальные структуры мира.
7. Преобразование
отображений
7.1. Закономерность. Описание состояний статично- динамичной структуры
мира подчиняется различным закономерностям.
Определение: закономерность мира – это статистическая
повторяемость его статично – динамичной структуры.
Иными словами, закономерность –
это повторяющая последовательность состояний структуры конкретных объектов
исходя из их конкретной исходной стереометрической конфигурации.
Таким образом, закономерности в
мозге могут быть для следующих структур:
·
статичных;
·
динамичных.
Динамичные в свою очередь
подразделяются на:
·
первого порядка – качественные, описываемые сугубо
вербально,
·
второго порядка – количественные, описываемые
математическими методами, это:
·
детерминированные и,
·
вероятностно - статистические.
7.2. Объективация. Преобразование
отображения осуществляется на базе статистических методов. Интеллект выделяет
объекты среды с их идентификацией по их воспроизводимой повторяемости, т.е.
структурирует среду в целом.
7.3. Структуризация. На втором этапе
интеллект выделяет в объектах подобъекты из которых состоят объекты, т.е.
структурирует уже сами объекты среды.
7.4. Абстрагирование. На третьем этапе
отдельным подобным аналогичным объектам
присваивается единый идентификатор, т.е. осуществляется классификация
объектов и их фрагментов.
7.5. Прогнозирование. Ключевым фактором
эффективности интеллекта является его способность прогнозировать состояние
структуры мира на базе выделения соответствующих закономерностей. Умение
прогнозировать структуру мира позволяет интеллекту:
·
формировать эффективные подцели;
·
синтезировать эффективные поведенческие целевые
алгоритмы.
Целевое состояние мира – это такое, которое
удовлетворяет требованиям генетического задатчика целей, т.е. это планируемое
состояние структуры мира.
Если целевое
состояние мира не удовлетворяет требованиям задатчика целей, то на базе своих
прогностических возможностей интеллект формируют:
·
стереометричный образ состояния мира;
·
соответствующий набор алгоритмов, способных
привести существующую структуру мира в целевое состояние.
При этом
интеллект должен располагать соответствующими средствами обеспечивающие ему
соответствующие возможности достижения цели, что определяется следующими
возможностями организма интеллекта:
·
его собственными интеллектуальными возможностями
по преобразованию информации,
·
органами, воспринимающими информацию,
·
физическими возможностями организма по
механическому воздействия на среду,
·
стойкостью организма на физические воздействия
со стороны среды,
·
ресурсными энергетическими возможностями
организма.
Таким образом, организм, это сам интеллект и
какими возможностями он обладает при взаимоотношениях между организмом и средой.
Первоначальные
приспособительные возможности организма в историческом плане в большей степени
связаны с перемещательными способностями организма по поиску альтернативных
средств наилучшим образом удовлетворяющих требованиям генетических целевых
установок, а интеллектуальные возможности интеллекта используются в
пассивно-созерцательном режиме.
По мере
накопления знаний о мире, интеллект переходит на активно-экспериментальный
метод познания закономерностей мира, где,
-
знания – это, прежде всего, умение прогнозировать с
практически приемлемой точностью структуру мира.
Интеллект –
это устройство, наделенное следующими возможностями:
·
воспринимать информацию о себе и мире,
·
прогнозировать изменение состояния среды,
·
механически воздействовать на себя и мир по
целевой программе.
Таким образом, интеллект
способен отображать мир в видах:
Ø
однозначной структуры (прямое),
Ø
целевых алгоритмов (косвенное),
а в конечном счете, мир отображается через целевые
алгоритмы в соответствующей поведенческой среде. В совокупности такое
отображение и называют знаниями.
8. Минимизация ресурсов
организма
ИО представлен:
Ø
интеллектом и,
Ø
организмом.
Организм в свою очередь представлен:
Ø
органами чувств,
Ø
органами обмена информацией,
Ø
системой жизнеобеспечения организма и
интеллекта,
Ø
системой перемещения,
Ø
органами воздействия на среду (в основном
механическое),
Ø
жизнестойкостью по физическому воздействию со
стороны среды на организм,
Ø
системой воспроизводства ИО.
Все эти
ресурсы всегда имеют конкретные ограничения на выполняемые ими функции, поэтому
при выборе подцелей и синтезе соответствующего целевого алгоритма интеллект
обязан учитывать эти ограничения по принципу минимизации используемых ресурсов
необходимых для достижения целей, где,
достижение целей –
это приведение существующей структуры мира в планируемое состояние.
Минимизируются
следующие ресурсы ИО:
Ø
вычислительные – минимизируется количество
типовых информационных ячеек, используемых как для синтеза целей, так и
алгоритмов,
Ø
поломки:
§ перегрузки,
§ воздействие
среды,
Ø
временные,
Ø
ресурсы жизнеобеспечения ИО,
Ø
ресурсы воспроизводства ИО.
А в целом
поведение ИО строиться на основе подсистемы контроля, которая, в частности,
определяет:
Ø
самосостояние ИО по его:
§ жизнеобеспечению,
§ поломкам,
§ перегрузкам,
§ сбоям,
§ старению,
Ø
недопустимым физическим воздействиям со стороны
среды с точки зрения жизнестойкости ИО,
Ø
воспроизводству в потомстве,
Ø
времени.
Умению
учитывать ресурсы организма в виде ограничений при достижении жизненных целей
интеллект приобретает в процессе его обучения и самообучения. Как было сказано
выше, экономия интеллектуальных ресурсов интеллектом реализуется через
выделение минимального количества единичных базовых структур (ячеек)., которыми
представлен интеллект, используемых для отображения мира. Данная минимизация
реализуется через выделение таких общих закономерностей мира, которые
охватывают максимальное количество структур среды на базе выделения статистической
повторяемости статично-динамичной среды. Экономия вычислительных ресурсов
осуществляется в частности, путем обобщения через классификацию объектов мира.
9.Самообучение ИО
Рост
эффективности приспособительных реакций ИО осуществляется за счет их обучения,
но возникает вопрос о стартовом механизме приобретения приспособительных
реакций ИО к среде их обитания.
Определение: стартовым приспособительным механизмом ИС к
среде обитания является метод проб и ошибок (МП и О), который заложен в нее
генетически через ее интеллектуальные объекты, и который является базовым
фактором прогресса ИС.
Сущность
данного механизма заключается в следующем, по активизации задатчика жизненных
целей принудительно запускается механизм случайного поведения ИО с параллельным
запоминанием ИО в памяти его интеллекта:
Ø
алгоритма случайного поведения в покадровом
режиме,
Ø
планиметрического отображения структуры мира в
покадровом режиме,
Ø
состояние задатчика жизненных целей.
Этот механизм
действует до тех пор пока не будут удовлетворены требования соответствующей
жизненной цели с идентификацией всей информации предшествовавшей ее выполнению.
И так по всем жизненным целям. Таким образом, априорно интеллект ИО ведет себя
стохастически (полное отсутствие знаний о мире, т.е. соответствующих случаю
наличия соответствующих поведенческих алгоритмов) до тех пор пока он не
обеспечит себе выполнение наиболее актуальной целевой установки с
последовательным запоминанием всей информации во времени, обеспечившей выполнение
данной целевой установки (информация предшествует достижению целевой
установки).
Если в
дальнейшем снова активизируется эта же целевая установка, а повтор
сформулированного алгоритма не приводит к выполнению целевой установки, то
интеллект снова переходит на стохастичный режим поведения без повтора уже
синтезированного и запомненного алгоритма и т.д.
При этом
осуществляется:
Ø
использование и не использование
идентифицированных алгоритмов с положительным результатом и,
Ø
не использование алгоритма с отрицательным
результатом.
Это и есть
процесс накопления интеллектом активных знаний о мире, при этом подобные
алгоритмы усредняются в единый алгоритм.
В дальнейшем,
если повторно активизируется конкретная жизненная цель, требующая соответствующих
поведений ИО, то осуществляется выборка соответствующего алгоритма и он
запускается в действие с учетом следующих начальных условий, текущего
состояния:
Ø
среды,
Ø
организма,
Ø
организма в среде.
Интеллект – это в первую очередь преобразователь:
Ø
задатчика жизненных целей,
Ø
физического состояния:
§ ИО
или ИС,
§ среды,
в поведенческий целевой алгоритм с учетом соответствующих ограничений
определяемых возможностями организма ИО в двух режимах:
Ø
используя уже апробированные поведенческие
алгоритмы,
Ø
при отсутствии таковых действует на базе МП и О
с учетом накопленных знаний о мире.
Как было сказано выше, в целом
интеллект выполняет следующие главные функции:
1.
Отображение структуры мира включая и себя и состояние
своего организма (прямая задача управления).
2.
Преобразование отображения в эффективные поведенческие
целевые алгоритмы (обратная задача управления).
Таким образом
текущая информация о среде и библиотека (задатчик) целей являются непрерывным
идентификатором запуска соответствующих алгоритмов.
Механизм здесь
следующий, если состояние среды и задатчика целей совпадает в каком-то месте с
теми последовательными состояниями среды и задатчика целей, которые хранятся в
памяти интеллекта, то это является сигналом для запуска в действие
соответствующих алгоритмов. Исходная отображающая картинка может быть и единой
начальной точкой для всех алгоритмов.
Другими
словами, движителем прогресса ИС является МП и О как базовый механизм изменения
структуры мира как бесконечного процесса, заложенного в ИО на базе постепенного
накопления и запоминания знания о мире.
В целом ИО руководствуется в своем
поведении следующими целевыми установками:
Ø
генетически врожденные (жизненные цели),
Ø
приобретаемые через обучение (подцели),
Ø
приобретаемые через самообучение (подцели).
Выбор промежуточной подцели ИО, т.е. их
синтез, осуществляется на основе:
Ø
знаний о мире,
Ø
жизненных целей,
Ø
интеллектуальных и физических возможностей ИО и
ИС,
Ø
состояния:
-
среды,
-
ИО и ИС:
§
в среде,
§
внутреннего состояния ИО.
Поведение
ИО осуществляется на основе непрерывного вызова алгоритмических программ под
действием:
Ø
отображения:
-
среды,
-
ИО,
Ø
состояния ИО,
Ø
жизненных целей,
с учетом возможности последовательного детерминированного
выполнения результирующего алгоритма. В результате интеллект отображает
существующую структуру и воздействуя на эту структуру изменяет ее в нужном
направлении до тех пор, пока она не совпадет с подцелью.
Для конкретной
стереометрической конфигурации конкретных объектов интеллект вырабатывает
конкретные приспособительные алгоритмы, но структура среды изменяется, и
интеллект должен вырабатывать новые приспособительные алгоритмы по двум
направлениям, либо:
1.
К изменениям той среды, в которой данное время
находится интеллект.
2.
Осуществляет поиск такой другой среды обитания, которая
в наилучшей степени удовлетворяет требованиям жизненных целей интеллекта.
10.Интеллектуальные системы
Более высокий
уровень эффективности выработки приспособительных механизмов возникает у ИО,
если они действуют в составе ИС, но здесь необходима координация действий ИО на
базе информационного взаимообмена между ними, которая осуществляется в видах:
Ø
состояний структуры среды,
Ø
целей,
Ø
целевых алгоритмов,
что приводит к качественному росту масштабов воздействия
ИО на мир, который заключается в сомообучении ИС по получению новых знаний о
мире об изменении структуры мира на базе выделения мировых закономерностей, но
что чрезвычайно важно принципиально новые мировые законы в конечном счете
открываются исключительно через МП и О и именно генетически заложены в ИО
механизм МП и О обязательного воздействия на мир и является движителем
прогресса ИС в целом.
Одним из
главных факторов роста эффективности выработки приспособительных алгоритмов ИО
является вычислительная мощность его интеллекта, но вычислительная мощность
отдельного конкретного интеллекта всегда ограничена. Не соизмеримо большей
вычислительной мощностью обладает ИС представленная органичной системной
совокупностью ИО, и чем больше количество ИО входит в состав ИС, тем выше совокупная
суммарная вычислительная мощность данной ИС.
Качественное
системное повышение суммарной вычислительной мощности ИС в первом приближении
осуществляется за счет взаимодополняющей индивидуальной специализации
интеллектуальной деятельности ИО системы (параллельный процесс).
Для этого
необходима практическая координация:
Ø
интеллектуальной специализированной деятельности
ИО (чтобы не было дублирования),
Ø
последующее практическое использование
индивидуальных достижений ИО для нужд ИС в ее совокупности ИО,
что достигается, в частности, через эффективное
управление.
Управление в
узком смысле это – механизм эффективной практической реализации управляющих
идей на уровнях:
Ø
ИО,
Ø
ИС,
в широком смысле это – механизм изменения ИС существующей
структуры мира в соответствии с исходной целевой управляющей идеей.
11.Специализированное
поведение
Деятельность
человека характеризуется ростом масштаба его целевого воздействия на среду,
исходя из прошлого практического опыта совокупного человечества.
Механизм роста
масштабов воздействия человечества на мир происходит по двум направлениям,
из-за:
1.
Роста численности людей на Земле.
2.
Минимизации энергетических воздействий со стороны
человека при максимизации целевого эффекта изменения структуры мира.
Второй пункт
определяет сущность закона научно-технического прогресса человека, который
гласит: при минимизации энергетического
механического воздействия со стороны организма человека на среду, максимизация
целевого эффекта изменение структуры мира через усиление:
Ø
чувственных,
Ø
физических и
Ø
интеллектуальных
возможностей
организма человека через изобретение, т.е. создаваемых искусственно специально
для человека:
§
приборов и
§
инструментов:
-
физических и
-
интеллектуальных.
Выбор
промежуточных целей и их достижений относят к творческому процессу.
Творчество – это подбор целевых
поведенческих цепочек наивыгоднейших алгоритмов через МП и О в конечном счете.
В МП и О
профессиональный опыт специалиста подсказывает ему такое направление, отсечения
алгоритмов которое наискорейшим образом приведет его к цели.
Базовой целью
человечества является целевое эффективное изменение структуры мира. Таким
образом, в основе эффективных действий человека обязательно должна находиться
исходная инженерная идея. Синтез именно эффективных инженерных идей и их
эффективная практическая реализация является главным смыслом существования
человечества и именно в этом и заключается главное направление так называемой
творческой деятельности человека.
Данная задача
распадается на следующие подзадачи:
Ø
накопление начального профессионального опыта
специалистом,
Ø
синтез эффективных подцелей,
Ø
синтез эффективных специализированных алгоритмов
практической реализации подцелей и их практическая реализация с уточнением или
переформулировкой подцелей.
В целом творческий поиск
представлен следующими этапами:
1.
Формулировка подцели, т.е. будущей структуры мира.
2.
Отображение существующей структуры мира.
3.
Поиск наивыгоднейших алгоритмов, приводящий
существующую структуру мира в планируемое состояние.
Поиск
наивыгоднейших алгоритмов начинается с подбора подцелевой цепочки с уже
апробированным на практике алгоритмом и чем выше профессионализм данного
специалиста, тем длиннее у него будет цепочка апробированных алгоритмов, и
когда его алгоритмический ресурс иссякнет и этого ресурса окажется еще
недостаточно для достижения цели, то специалист переходит на МП и О с
обязательным использованием его профессионального опыта, но с учётом уже
выполненных действий до тех пор пока методом слепого перебора он не достигнет
намеченной подцели, или он отказывается от достижения намеченной подцели и
формирует другую подцель, если намеченная проблема требует для своего решения
либо чрезмерно:
Ø
длительного времени,
Ø
затрат каких-либо ресурсов:
§
личных (интеллектуальных, физических,
временных),
§
финансовых и т.д.
В конечном
счете, все приемы интеллектуального творчества – это сужение рамок ограничений
на поиск приемлемого алгоритма в частности с помощью эвристик. Эвристики, это
эффективные приёмы начальных правил, предварительных наработок, применяемых в
повторяющихся стандартных ситуациях. Эвристические правила формулируются на
основе практических знаний профессионалов. Или по другому, это набор адекватных поведенческих программ
автоматически применяемых в стандартных ситуациях. Т. о. для применения таких
программ необходимо распознавание таких стандартных ситуаций, которые
многократно повторяются. Эффективность эвристических приемов тем выше, чем
большую длину обоснованных границ сужения поиска приемлемых целевых алгоритмов
они обеспечивают до перехода специалиста на поиск по МП и О.
Таким образом,
человеческое поведение осуществляется сугубо по программе заложенной в него
в процесе его воспитания и обучения и
выйти за рамки своей запрограмированности человек может только через:
Ø
обучение – запоминание новых для него
алгоритмов, которые апробированы другими людьми,
Ø
самообучения, что и называют творческим
процессом, если конкретному человеку удастся синтезировать более эффективный
алгоритм по сравнению с уже апробированными на практике.
Вывод: умение строить промежуточные цели и
алгоритмы их достижения
является сугубо обучаемым
фактором.
Важнейшим
фактором эффективности интеллекта в его интеллектуальной деятельности является
его умение фантазировать, которое в своей основе определяется следующими
возможностями интеллекта:
11.1.Произвола – произвольный перенос общих свойств или их фрагментов с
одних объектов на другие.
11.2.Комбинаторики – создание образа –объекта с произвольным набором
фрагментов-свойств исходных объектов произвольной природы.
11.3.Синтез – создание воображаемых искусственных всевозможных
произвольных алгоритмов и физических взаимоотношений объектов, т.е. таких,
которые на данный момент времени не имеют подтверждения практикой.
12.Специфика человеческого
интеллекта
12.1. Задатчик целей
Биологический
задатчик целей для человека в психологии называют мотивами.
Перечислим
базовые мотивы человека, это удовлетворение чувствам:
Ø
голода, жажды,
Ø
сон, отдых, развлечения,
Ø
половые инстинкты,
Ø
болезненное состояние организма,
Ø
стремление к лидерству,
Ø
удаление фекалий,
Ø
физические воздействия на организм человека со
стороны объектов среды:
§
тактильные:
-
механические,
-
тепловые,
-
радиационные,
§
световые,
§
звуковые,
§
химические (ожоги, запахи, отравления),
§
электрические,
§
гравитационные (вестибулярный аппарат),
§
силовые (механические нагрузки на организм)
12.2.
Система восприятия мира
Человеческий мозг воспринимает информацию о
среде через соответствующие органы чувств. Принято считать, что у человека пять таких
органов. На самом деле это не так, их больше. Перечислим их:
1.
Вкус.
2.
Осязание (сенсоры).
3.
Зрение.
4.
Слух.
5.
Обоняние.
6.
Вестибулярный аппарат.
7.
Механические нагрузки на мышцы организма.
8.
Пространственное положение частей тела.
9.
Состояние внутренних органов организма.
В отличие от
животных человек обладает следующими несоизмеримо большими потенциальными
возможностями своего организма, это:
-запоминание практически неограниченного объёма информации,
-возможности строить логические детерминированные цепочки практически не ограниченной длинны,
Ø
прогнозирования событий (мозг),
Ø
взаимообмен информацией (артикуляция),
Ø
механическое манипулирование объектами среды
(руки).
12.3 Направления творческой деятельности
Ранее было принято
считать, что принципиальным отличием искусственного интеллекта, от
естественного человеческого является то что у искусственного интеллекта:
Ø
отсутствуют
человеческие эмоции,
Ø
не умение ставить цели и не умение их эффективно
достигать,
Ø
отсутствие творческого воображения, которое
подразделяется на следующие основные разновидности творческой деятельности:
§
научная,
§
научно-прикладная,
§
инженерная,
§
искусство:
-
литература,
-
скульптура,
-
живопись,
-
музыка,
-
поэзия,
-
артистическая,
§
игры.
В настоящее время происходит
весьма активный пересмотр приведённых взглядов на ограничительные возможности
искусственного интеллекта.
Вывод: исходя из изложенного, человек как ИО
действительно имеет сугубо
человеческие качества, но которые не
имеют прямого отношения к
базовой сущности интеллекта.
Навигатор
статей https://gvaleriy.blogspot.com/2016/03/blog-post.html
В. И. Гребенников
т. 8-928-16-00-581
Комментариев нет:
Отправить комментарий